Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 53 "Топтыжка"

Страничка педагога-психолога

 

 

На этой странице мы постарались собрать наиболее часто встречающиеся вопросы к педагогу-психологу наших родителей (законных представителей) о психологии и психологической помощи. Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, Вы можете задать его при личной встрече с педагогом-психологом в его приемные часы (среда с 16:00 до 17:00, четверг с 8:00 до 9:00).

 

Вопрос: Моему ребёнку 3 года,  он очень любит играть на детской площадке  в песок, но боится других детей, чаще играет один. Как мне помочь моему ребёнку чувствовать себя комфортно среди сверстников?

Ответ: Игры на детской площадке очень важны, во время игр в песочнице малыш получает первый опыт социализации и общения со сверстниками, осваивает понятие «свое» и «чужое». В первые минуты в песочнице будьте рядом и поиграйте вместе с ним. Для того чтобы инициировать игру в песочнице и вовлечь в нее своего ребенка, от вас требуется проявить инициативу первой: начать общаться с другими детьми, затеять общую игру, меняться игрушками, и тогда собственный ребенок скорее включится в общий игровой процесс и перестанет избегать общения.

 

Вопрос: У нас появился второй малыш и старшего ребёнка (ему 5 лет) как подменили,  он стал постоянно капризничать, требует к себе постоянного внимания,  в чем причина и  как себя вести.

Ответ: Вероятно,  вы столкнулись с детской ревностью, это очень частое явление. Детская ревность может иметь самые разные проявления.  Наиболее распространенные из них. Это агрессия, направленная против младшего брата или сестры: драки, стремление обидеть, что-то отнять. Это тревожность: плохой сон, трудности в пробуждении, плохой аппетит, вновь появившиеся страхи. К признакам детской ревности можно также отнести повышенную активность и неусидчивость, рассеянность внимания, капризы – отказ от еды, общения, сна, похода в детский сад, – различные невротические реакции: тики, заикания, истерию. Ревность к младшим братья и сестрам - частое явление, особенно сильной она бывает у детей до пяти лет, т.к. они зависимы от родителей, а их интересы во многом ограничены рамками семьи. Важно, что чем ровнее и спокойнее отношения между родителями в семье, тем меньше ревности испытывают дети. Пожалуй, самое главное – сохранить у ребенка уверенность в родительской любви: если малыш любим, его не станет волновать внимание, оказываемое мамой и папой другим детям. 

 

Вопрос: Здравствуйте. Моему сыну третий год, 2года и 4 месяца и он не умеет играть с детьми, дерётся, отбирает игрушки. В детский сад не ходим. Посоветуйте как мне себя вести?

Ответ: Вам  следует знать, что у ребенка, которому не исполнилось трех лет, еще нет понимания, что такое «свое» и «чужое». В случае, когда ребенок не хочет отдавать чужую игрушку, вы  должны, не теряя терпения и доброжелательности, обязательно вернуть чужую вещь владельцу, возможно, переключив внимание сына  на другое занятие. Если же между детьми начинается конфликт, вам  необходимо вмешаться: например, сделать замечание ровным тоном, успокоить и отвлечь своего ребенка, предложить поменяться или занять малышей совместной игрой. Родители должны четко обозначить для своего малыша границы дозволенного. Лучше несколько раз на собственном примере показать малышу, как можно поменяться игрушкой с другими, одолжив какой-либо предмет у кого-либо из детей или взрослых, а затем вернув его обратно с благодарностью. Очень важно подчеркнуто использовать формы вежливости, когда родитель показывает, как следует просить чужую игрушку, демонстрируя таким образом своему ребенку значение этикета в общении между людьми. Те игрушки, которыми ребенок не готов делиться ни с кем, должны находиться у мамы. 

 

Вопрос:  Собираюсь осенью отдать дочь в детский сад, ей на то время будет 2,6 г. Подскажите, как подготовить  ребёнка, чтобы легче прошла адаптация?

Ответ: Задолго до прихода ребёнка в детский сад, соблюдайте режим дня,  который будет потом в детском саду.  Начинайте готовить его к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми, чаще бывайте на детских игровых площадках. Наблюдайте за ребёнком. Помогайте ему налаживать контакты с другими людьми, обучайте «волшебным словам» общения: «Как тебя зовут?», «Во что ты играешь?», «Давай играть вместе!» Если ребёнок плохо говорит, говорите за него, давая образец поведения. Побывайте на площадке будущего детского сада, поиграйте, порадуйтесь. Чтобы не провоцировать страхи, вам надо  быть позитивно настроенными к воспитателям, к учреждению и тогда и ребёнку будут передаваться позитивные чувства.

 

 

Вопрос: Моему ребёнку поставили диагноз гиперактивность. Можно ли как-то преодолеть это состояние и как я могу помочь сыну? Сейчас ему 4 года.

Ответ: Гиперактивному ребенку требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. Поэтому родителям следует продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности. Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным - не около телевизора или постоянно открывающихся дверей, а там, где ребенок мог бы заниматься без помех. В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке. Если ребенок в чем-то неправ, вам не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми. На отработку каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две - четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного требования.

  

Вопрос: Здравствует! Моему ребенку 7 лет. Как определить, что мой ребенок готов идти в школу?

Ответ: Готовность ребенка к обучению в школе – это своеобразный итог развития всего периода дошкольного детства, это основа успешного обучения в школе.

Для успешного «существования» ребенка в школе необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста ребенок достиг определенного уровня физического и психического развития.

Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя несколько составляющих:

Мотивационная готовность – по сути, это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей скажут, что их дети хотят в школу и, а значит, с мотивационной готовностью проблем нет. Однако тут не все так просто. Ведь желание пойти в школу и желание учиться это не совсем одно и то же. Школа может привлекать ребенка только своей внешней стороной - новый портфель, учебники, тетради, друзья, но ведь все это ничего общего с учебной деятельностью не имеет. Ребенка к школе должна привлекать возможность узнать что-то новое, что предполагает развитие познавательных интересов, только тогда мы можем говорить о полностью сформированной мотивационной готовности.

Эмоционально-волевая готовность важна для нормальной адаптации ребенка к условиям школы. Речь идёт не о соблюдении дисциплины, а о способности слушать то, то говорит учитель, вникать в суть сказанного им на занятиях. Важна усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания.

Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

Умение общаться со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, умение выходить из конфликтных ситуаций без проявления агрессии.

Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно этот аспект готовности к школе является самым значимым. Основа интеллектуальной готовности, по их мнению, это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.

На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, письма). Все-таки важнее чтобы развитие памяти, речи, мышления соответствовали возрасту ребенка.

Важное значение здесь также имеет речевая готовность к школе. В нее входит:

Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением, охватывающим все звуки. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать (узнавать и выделять) звуки родного языка;

Владение разными способами словообразования, умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных и пр;

Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в речевом развитии может привести к серьезным проблемам обучении.

Наконец, крайне важно помнить, что если по результатам диагностики вам сообщают, что ребенок не готов к школе, то не стоит это воспринимать как диагноз. Скорее, это информация к размышлению. Созревание школьной готовности, это всего лишь вопрос времени и небольших усилий по развитию ребенка с вашей стороны, а не приговор на всю оставшуюся жизнь. Ребенок обязательно «дорастет» до школы, просто сейчас он к этому еще не готов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения