Адаптированная образовательная программа для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 53
«Топтыжка» (далее по тексту – Адаптированная программа, МБДОУ, ТНР),
разработанная в соответствии с Федеральной адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту – ФАОП ДО),
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования (далее по тексту – ФГОС ДО), особенностями
региона и МБДОУ, является нормативно-управленческим документом,
регламентирующим: базовые объем и содержание образовательной
деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-
исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) с
квалифицированной коррекцией недостатков речеязыкового развития
обучающихся с ТНР, психологической, моторно-двигательной базы речи,
профилактикой потенциально возможных трудностей в овладении грамотой
и обучении в целом, реализуемой в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность обучающихся с ТНР; взаимодействие с
семьями обучающихся с ТНР по реализации Адаптированной программы;
планируемые результаты освоения Адаптированной программы.
Адаптированная программа:
определяет продолжительность пребывания обучающегося с ТНР в
МБДОУ, режим работы МБДОУ в соответствии с объемом решаемых задач
образовательно-воспитательной деятельности;
обеспечивает физическое и психическое развитие обучающихся с ТНР
в возрасте от четырех до семи лет (с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей) в различных видах деятельности и
охватывает следующие структурные единицы, представляющие
определенные направления обучения и воспитания обучающихся с ТНР
(далее – образовательные области): социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие.
Адаптированная программа включает три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный, в каждом из которых отражается
обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений (обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с
точки зрения реализации целей и задач Адаптированной программы).
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые
результаты освоения Адаптированной программы. Содержательный раздел
представляет общее содержание Адаптированной программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности обучающихся и включает:
описание образовательно-воспитательной деятельности в соответствии с
направлениями развития обучающегося, представленными в пяти
образовательных областях; описание вариативных форм, способов, методов и
средств реализации Адаптированной программы с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их
образовательных потребностей и интересов. Организационный раздел
содержит описание материально-технического обеспечения Адаптированной
программы, обеспеченности методическими материалами и средствами
обучения и воспитания, включает распорядок и режим дня, а также
особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды.
Цель реализации Адаптированной программы определена в
соответствии с ФАОП ДО: обеспечение условий для дошкольного
образования, определяемых общими и особыми потребностями
обучающегося дошкольного возраста с ограниченными возможностями
здоровья (далее по тексту – ОВЗ), индивидуальными особенностями его
развития и состояния здоровья. Адаптированная программа содействует
взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует
реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение
доступного и качественного образования, обеспечивает развитие
способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его
личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-
нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального,
духовно-нравственного, творческого и физического развития человека,
удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цель Адаптированной программы обеспечивается решением
следующих задач, соответствующих ФГОС ДО и представленных в ФАОП
ДО: реализация содержания Адаптированной программы; коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том
числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей
для полноценного развития обучающегося с ОВЗ в период дошкольного
образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса; создание благоприятных условий развития в
соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными
особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
обучающегося с ОВЗ как субъекта отношений с педагогическим работником,
родителями (законными представителями), другими детьми; объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ, развитие их
социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности
обучающегося, формирование предпосылок учебной деятельности;
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим
и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ; обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей)
и повышение их компетентности в вопросах развития, образования,
реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с
ОВЗ; обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
и начального общего образования.
Обязательная (инвариантная) часть Адаптированной программы
соответствует ФАОП ДО (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 24.11.2022 № 1022 ∙ Официальное опубликование правовых
актов (
Вариативной частью Адаптированной программы, формируемой
участниками образовательных отношений, предусмотрена реализация в
образовательно-воспитательной деятельности парциальных и авторских
программ, соответствующих ФГОС ДО и не противоречащих целям и
задачам ФАОП ДО, способствующих углублению образовательно-
воспитательного процесса по определенным направлениям образования,
воспитания и развития обучающихся с ТНР, и позволяющих расширить
возможности организации образовательно-воспитательного процесса за счет
расширения форм взаимодействия взрослого с обучающимися с ТНР:
Авторская программа нравственно-патриотического воспитания
«Маленькие граждане большой страны» (далее по тексту – авторская
программа); реализуется в рамках образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие» в средних, старших и подготовительных к
школе группах компенсирующей направленности в процессе совместной
деятельности педагога и обучающихся с ТНР. Содержание авторской
программы разработано педагогическим коллективом МБДОУ с учетом
методического пособия «Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста» (авторы А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н.
Жигналь, Г.В. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В.
Савельева). В основе воспитательной компоненты авторской программы
лежат конституционные и национальные ценности российского общества.
Авторская программа способствует развитию патриотических чувств,
формированию и расширению представлений об Отечестве, о
социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, знакомит обучающихся с ТНР с национально-культурной
спецификой и природными особенностями малой родины.
Авторская программа МБДОУ «Логоритмика»; реализуется в рамках
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в средних,
старших и подготовительных к школе группах компенсирующей
направленности в процессе совместной деятельности музыкального
руководителя и обучающихся с ТНР. Содержание данной программы
разработано педагогическим коллективом МБДОУ. Цель программы –
преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и
речевых психических функций, двигательной сферы и в конечном итоге
адаптация обучающихся с ТНР к условиям внешней и внутренней среды.
С целью психологического сопровождения обучающихся с ТНР, в
рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в
средних, старших и подготовительных к школе группах реализуется
«Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-
семицветик» (авторы Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А.
Козлова). В программе представлены тематические занятия, направленные на
развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной,
волевой и познавательной сферы обучающихся с ТНР. Программа
предусматривает как индивидуальные, так и групповые занятия,
консультации для родителей (законных представителей). Цель программы –
создание условий для естественного психологического развития
обучающихся с ТНР.
Программа воспитания является неотъемлемым компонентом
Адаптированной программы. Цели и задачи воспитания реализуются в
единстве непосредственно образовательной и совместной деятельности
взрослого и обучающихся с ТНР. В Адаптированной программе находит
отражение взаимодействие всех субъектов воспитательных отношений.
Реализация Адаптированной программы предполагает социальное
партнерство МБДОУ с другими учреждениями образования и культуры, в
том числе системой дополнительного образования детей при решении целей
и задач воспитания обучающихся с ТНР.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности
обучающихся с ТНР в МБДОУ предполагает преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования.
Содержание воспитательной компоненты:
представлено в Календарном плане воспитательной работы МБДОУ в
группах компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР;
предусматривает приобщение обучающихся с ТНР к традиционным
ценностям российского общества («Родина», «Семья», «Человек», «Дружба»,
«Сотрудничество», «Труд», «Знания», «Природа», «Культура» и «Красота»,
«Здоровье»).
Успешность реализации определенных ФГОС и ФАОП ДО целей и
задач обеспечивается наличием тесного конструктивного взаимодействия
педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся с ТНР по
основным направлениям развития воспитанников: социально-
коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-
эстетическому, физическому. Партнерское взаимодействие с семьей
планируется и в то же время имеет открытый интерактивный формат,
обеспечивающий родителям (законным представителям) возможности
реализации своего права на участие в образовательно-воспитательном
процессе.
Адаптированная программа предусмотрена для реализации в средних,
старших и подготовительных к школе группах компенсирующей
направленности. Адаптированная программа реализуется в рамках
бюджетного финансирования на государственном языке Российской
Федерации в период непосредственного пребывания обучающегося с ТНР в
МБДОУ (форма обучения – очная).
Рабочие программы, реализуемые в рамках Адаптированной
программы, представлены в таблице «Аннотации к рабочим программам
дисциплин».